Наша история
Г. Колпашево
Некоторые историки-краеведы считают, что свое название город получил от крестьян Колпашниковых, которые первыми поселились на этой земле. Есть и другие версии, отраженные в легендах о Колпашеве и даже в стихах.
Однако исследования исторических документов в Государственном архиве Томской области и знакомство с малоизвестными трудами авторов — первых исследователей Сибири, привело местного краеведа С. Уразова к иному результату.
Известно, что в 17-м веке охрану всего Нарымского края несли в острогах и деревнях служилые люди — казаки из Нарымского гарнизона.
Поселение основано в 1670-х гг. служилыми людьми Колпашниковыми.
Первоисточники указывают, что в этой деревне в 1674 году имелось два двора — один для казаков, другой для разночинцев (дьячок, толмач — т. е. переводчик, сборщик налогов). По фамилии первого старшего казака Колпашника, а не Колпаша, и была деревня названная Колпашниковой. По окончании срока службы он уехал в свою родную деревню Панову возле Кетского острога.
Первые 100 лет деревня Колпашникова росла медленно — с 2-х дворов до 18. Но зато вокруг нее возникли новые деревни — Матьянская, Краснояровка и Васильева, которые в дальнейшие годы стали окраинами города Колпашева.
К 1800 году, когда деревню стали называть Колпашевой, здесь было уже 30 дворов.
Первыми жителями достоверно были: Волковы, Ждановы, Колесниковы, Коноваловы, Пановы и Терентьевы. В последующие годы сюда поселились из других деревень Кетской волости Барышевы, Благинины, Двиняниковы, Родиковы, Скидины, Сопыряевы, Типсины и Юдины. А с 1840 года сюда стали прибывать крестьяне-поселенцы, которых по переписи 1850 года было уже 90 душ обоего пола. Среди них: Борисовы, Буяновы, Мезенцевы, Мурзинцевы, Сваровские и другие.
История Колпашево неразрывно связана с великой водной дорогой на восток, проходившей по реке Кеть. В ХVII — ХVIII вв. по этой дороге пролегали маршруты посольств русских царей в Китай (посольства Н. Г. Спафария, Ф. Л. Головина, Избранда Идеса, Л. В. Измайлова), маршруты знаменитых камчатских экспедиций, возглавляемых В.Берингом и А. И. Чириковым. По р. Кеть продвигался и мощный поток русских поселенцев, осваивавших новые земли. Некоторые из них, задержавшись, оседали в Колпашеве и его окресностях, основывали новые поселения, называя их своими именами. К концу ХIХ в. значение Кетской дороги на восток упало, но на рубеже ХIХ-ХХ вв. Колпашево вновь оказался на большом водном пути из Оби на Енисей. Это было связано с построенным в Конце ХIХ в. Обь-Енисейским каналом.
В начале ХХ в. Колпашево превратилось в одну из крупнейших колоний Нарымской политической ссылки. Представители различных политических партий водворялись сюда под гласным надзором полиции. Традиции политической ссылки были продолжены в 1920–1930-е гг., когда в Колпашево ссылались «враги советской власти». Среди прочих в Колпашево отбывал ссылку известный русский поэт Н. А. Клюев, оставивший ужасающие воспоминания о своем пребывании в Нарымском крае.
До 1933 г. Колпашево имело статус деревни, затем — села, с 1933 г. — рабочего поселка, с 4 декабря 1938 г. — города.
Печальную известность приобрел Колпашевский Яр — место захоронения расстрелянных органами НКВД жертв сталинских репрессий.
Руками ссыльных в Колпашеве строились промышленные объекты, административные здания, жилые дома. Некоторые из них, наряду с крестьянскими избами прошлого века, сохранились и поныне.
В 1948 г. в Колпашеве была создана геофизическая служба (с 1968 г. — Томский геофизический трест), призванная своими методами поиска выявлять нефтегазоносные районы Западной Сибири.
В 1954 г. из Колпашевской опорной скважины «Р-2» был получен приток первой западносибирской нефти.
Попутно, при бурении опорных скважин, на территории Колпашевского района было открыто крупное железорудное месторождение (Бакчарско-Колпашевское).
В дальнейшем колпашевские геофизики указали путь ко многим известным месторождениям нефти и газа, включая и Самотлорское.
С 1933 г. В Колпашеве создана комплексная сельскохозяйственная станция, реорганизованная в 1937 г. в Нарымскую государственную селекционную станцию. Задача станции — выведение и внедрение в производство новых сортов сельскохозяйственных культур.
Достопримечательности г. Колпашево:
- Кедровый массив,
- Деревянные дома,
- Колпашевский Яр,
- Нарымская Государственная Селекционная Станция,
- Краеведческий музей (филиал Томского областного краеведческого музея).
Село Тогур
Одно из старейших русских поселений в средней части Оби. Было образованно в первой половине ХVII в. в верхнем (или Южном) устье реки Кеть. В эпоху средневековья на этом месте существовало поселение, а к моменту прихода русских как рассказывают селькупские придания, стояла крепость Киринан-этт.
Естественно-географическое удобство позволило быстро растущему населенному пункту 3 века быть одним из крупных сельскохозяйственных, ремесленных, административных, торговых и культурных центров региона.
В 1610 г. Тогур стал центром инородческой волости Нарымского уезда. В 1680 г. имел статус деревни Кетского района Нарымского уезда. С конца ХVIII в. он превратился в село и центр Тогурского участка Кетской волости. С начала 1780-х гг. по 1827 г. в мае — июне здесь действовала крупная ярмарка с оборотом 1,5 млн. руб. С 1822 г. — возглавил Тогурское комиссарство, а с 1842 г. — Кетскую волость Томского округа. Параллельно с последним административным статусом с середины ХIХ в. Тогур являлся и центром Тогурской инородческой волости, которая к концу столетия разделилась на две — Тогурско-Порубежну и Нижне-Тогурскую. В 1866 г. в Тогуре было открыто первое в Кетской волости гражданское училище, в 1880-х гг. — первый фельдшерский пункт, первая аптека и первое почтовое отделение. В 1917 г. уезд изменил свое название с Кетского на Тогурский, но новые власти перебрались в более перспективное с. Колпашево. В конце марта — начале мая 1918 г. в Тогурском уезде произошло одно из первых в Сибири антибольшевистское вооруженное крестьянское восстание. В 1939 г. населенный пункт получил статус рабочего поселка, а с 1992 г. отказался от него, внось стал селом.
Часть тогурских жителей издавна была невольной — ссыльными или поселенцами. Во время активной царской ссылки 1906—1914 гг. были периоды, когда этот статус имел каждый третий тогурчанин. 1930 год был ознаменован новой большой волной невольников — раскулаченных крестьян, так называемых спецпереселенцев. На следующий год была организованна Тогурская комендатура, к которой относилось 12 спецпоселков с 22146 чел. населения. С началом Второй мировой войны в поселке возникли колонии депортированных поляков и ссыльных поволжских немцев.
Промышленный облик Тогура сформирован многочисленными леспромхозами по р. Кеть, для переработки продукции которых 20 марта 1934 г. и был введен в эксплуатацию лесозавод. В 1950–1980-х гг. он стал одним из самых крупных предприятий лесной отросли в области. Два других промышленных предприятия — сплавная контора (1938 г. и строительное управление № 23 (1962 г.) — можно считать дочерними от лесозавода. Тогурский лесопромышленный комбинат и Кетская сплавная контора в 1996 г. были объединены в АО «Кетский лесопромышленный комплекс», стройуправление в 1998 г. ликвидировано.
Церковь Воскресения.
В 1818 г. вместо деревянной обветшавшей церкви в селе был возведен каменный двухпрестольный храм во имя Воскресения Господня и во имя Святителя и Чудотворца Николая. Был закрыт властями с 1920-го по 1946 гг. 20 февраля 1995 г. указом Президента Российской Федерации он включен в число историко-культурных памятников федерального значения.
«Старинной щедрой постройки, возведенная с сибирским размахом и молодцеватостью, в самом центре речного поселка Тагара стояла бело-розовая церковь, вокруг которой концентрическими кругами располагались крутолобые лиственные дома. Они, дома, по мере удаления от церкви вытягивались в улицу, делались еще выше и стройнее, а выбежав на берег реки, превращались в производственные постройки: слева попыхивали высокой трубой механические мастерские, справа гремел, зудел пилами лесозавод, посередине торчали скошенные трубы катеров».
Виль Липатов. «Сказание о директоре Прончатове»
Церковь стоит в центре села и является выраженной архитектурной доминантой. Была построена на народные деньги. Определенный процент с оборота Тогурской ярмарки (в основном это была пушнина) откладывался на постройку церкви. Построена по образцовому проекту. Основной объем церкви — кирпичный бесстолпный, одноглавый. Имеет форму высокого трехсветного четверика. Перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом. С востока к нему примыкает граненая апсида. С запада — прямоугольная вполне трапезная. Двухъярусная колокольня построена по принципу восьмерик на четверике. Своеобразный декор фасадов носит барочный характер. Углы всех частей церкви обработаны лопатками. Интересные водосточные трубы, украшенные сквозными навершиями из просеченного железа.
Просмотров: 8699